Николай Бурляев (№44 декабрь 2014 г.)

Николай Бурляев (№44 декабрь 2014 г.)

Николай БУРЛЯЕВ:

 

ПУСТЬ СБЫВАЮТСЯ ДОБРЫЕ МЕЧТЫ!


Народный артист России Николай Бурляев уже давно известен еще и как режиссер и драматург. Да и вообще он удивительный человек - с чутким сердцем и широкой душой, неравнодушный ко всему, что происходит вокруг. Бурляев - член Патриаршего совета по культуре и президиума Общественного совета Министерства культуры России, возглавляет Славянский Творческий Союз и Международный кинофорум, а также театральный форум “Золотой Витязь”.

 

­- Николай Петрович, поздравляю вас с  очередным театральным фестивалем ­ здорово, что вот уже более 20 лет “Золотой Витязь” радует нас встречами с большим искусством!


­- Динамика у фестиваля поразительная: за  22 года собран огромнейший фонд ­ - 7 тысяч 400 фильмов. Мы начинали в 1992-­м как кинофорум, завоевывали место под солнцем. Потом появился международный театральный форум “Золотой Витязь”, который прошел уже в 12­-й раз. А пять лет назад по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла возникло новое явление ­ - “Славянский форум искусств”, который объединяет различные форумы (кинематографический, театральный, литературный, музыкальный, изобразительных искусств, русского боевого искусства и кинофорум экологических фильмов). 

 

­- Интересно, а с чего начинались ваши первые шаги в искусстве?


­- В 15 лет, когда еще не вышел на экраны фильм “Иваново детство” Андрея Тарковского, я стал артистом Академического театра Моссовета под руководством Ю.А. Завадского. Моими партнерами были величайшие актеры ХХ века ­ - Мордвинов, Орлова, Марецкая, Раневская, Плятт и другие. Они привили мне отношение к искусству, к театру как к храму. Николай Дмитриевич Мордвинов открывал для меня Лермонтова, брал на свои чтецкие вечера, где он читал “Мцыри” и “Песню о купце Калашникове”. Он говорил о том, какая в этом юном поэте чистота, глубина, космизм. Из школы я вынес образ Лермонтова как человека агрессивного, дерзкого, колкого, неуживчивого. Но благодаря Мордвинову я начал думать о нем иначе.

 

­- У вашего фильма “Лермонтов” драматическая судьба. Он был снят почти 30 лет назад, а показан совсем недавно. Если бы вы снимали фильм сейчас, многое бы изменили?


­- Это был бы почти такой же фильм ­ - я подписываюсь под каждым кадром. Просто, во-­первых, я бы несколько подкорректировал образ императора Николая Павловича, поскольку он в нашем фильме достаточно шаржирован, хотя его играет прекрасный артист балета Марис Лиепа. Сейчас я бы сделал это тоньше, потому что император был умнейшим человеком, который Пушкину говорил: “Там, где все правят, там не правит никто. Там, где все делают законы, там нет закона”. И, конечно, я бы более отчетливо провел мысль о том, что это была не дуэль, а убийство. Я не мог это сделать тогда, потому что шел в русле общепринятого лермонтоведения, которое не допускало такого суждения. А сейчас, когда прошли годы, я изучил очень много документов и утверждаю, что это было убийство. И это убедительно доказывают в своих  исследованиях кандидат баллистических наук Виктор Кузенев и кандидат медицинских наук Георгий Абсава, которые провели скрупулезные исследования гибели поэта  (подробно об этом написано в книге Г.И. Абсава “Четыре года из жизни поручика Лермонтова”. ­ Прим. ред.).

 

­- Как у вас возникла идея фильма?


­- Как раз тогда я окончил режиссерский факультет ВГИКа и должен был поставить свой первый большой фильм. Я поехал в Грузию к своему другу Роману Цурцумия - ­ одному из лучших операторов мира. Вы его знаете по фильму “Красное и черное”. И так мне понравилась грузинская съемочная группа ­ - их профессионализм, застолья, неповторимая атмосфера, что я захотел поставить фильм именно с этими людьми. Так появилась идея фильма о Лермонтове. Первый, к кому я пришел за советом, был Ираклий Андроников, самый крупный в те годы лермонтовед. Удивительно, что, еще не зная, какой именно фильм я собираюсь снимать, он посмотрел на меня и сказал: “У вас получится. Я надеюсь, что Лермонтову на этот раз повезет”. Это было практически благословение.

 

­- Сейчас вы мало снимаетесь. С чем это связано?


­- Мне очень жаль актеров, которые идут и торгуют собой: играют недостойные роли, произносят чудовищные тексты, сквернословят, обнажаются. После роли Иешуа Га­-Ноцри почти 20 лет я отказываюсь от всех предложений. Все, что было за эти годы, ­ - это Тютчев в фильме “Любовь и правда Федора Тютчева”, граф Александр Толстой в фильме “Гоголь. Ближайший” и император Николай II в “Адмирале”. Продюсеры спрашивают, почему я отказываюсь. Но мне не хочется играть негатив. После “Военно-­полевого романа” мне предложили 80 главных ролей. Отказался от всех. Помню, Андрей Тарковский, когда увидел, что я после “Иванова детства” стал играть много и без разбора, был недоволен. Он говорил: “Не участвуй в том, за что потом будет стыдно!”. Как он был прав! Хотя тогда я его считал экстремистом. Однако любил всегда ­ - и тогда, и сейчас. Я был растворен в нем, ловил каждое слово. Будучи мальчишкой, понимал, что рядом Гений.

 

­- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о вашей совместной работе.


­- Андрей Тарковский увидел меня в дипломном фильме Андрея Кончаловского “Мальчик и голубь” и пригласил в свой фильм “Иваново детство”. Ни он, ни я тем более не подозревали, что фильм станет историей мирового кинематографа, новым киноязыком. В каждом фильме Тарковского ­ - устремленность к совершенству. Кинематограф Тарковского ­ - воистину христианский. Счастье, что мне довелось играть в двух его великих фильмах ­ - “Ивановом детстве” и “Андрее Рублеве”. Хотя роль литейщика колоколов Бориски я буквально вырвал у любимого режиссера. Он не хотел пробовать, изначально написав для меня роль Фомы ­ - ученика Андрея Рублева. Помог мне Савва Ямщиков, консультант фильма: поспорил на ящик коньяка с Андреем, что тот все равно возьмет меня на роль Бориски. Тарковский сделал мне кинопробу и ­ - утвердил. Анджей Вайда, Бернардо Бертолуччи, Тео Ангелопулос, Кшиштоф Занусси, Эмир Кустурица - ­ все они считают, что Тарковский ­ - режиссер номер один. Ингмар Бергман, которого высоко ценил Тарковский и на фильмах которого он учился во ВГИКе, говорил, что когда он увидел фильмы этого молодого русского режиссера, то понял, что он имеет ключи от той тайной комнаты, куда он хотел бы попасть, но не может туда попасть. А Тарковский чувствует себя там как дома...

 

­- Кстати, ощущение дома, семьи, стабильности ­ - все это важно для современного человека?


­- Конечно, это самое главное! Будет традиционная семья ­ - будет продолжение рода человеческого. У меня самого пятеро детей. Старший сын, Иван, ­ композитор. Вы его знаете по фильмам “Девятая рота”, “Мы из будущего”, “Грозовые ворота”, “Григорий Р.”. Тут как-­то сын поставил мне в машине диск, и я услышал прекрасную русскую классическую музыку. “Кто автор?”­ - спрашиваю. Он отвечает: “Это я написал…”

 

 - Что бы вы могли пожелать нашим читателям в преддверии Нового года!


­- Желаю читателям замечательной газеты всего самого светлого, одухотворенного и радостного! Пусть все добрые мечты сбываются!

 

Беседу вела
Алина БУРМИСТРОВА

Фото Михаила ФОМИЧЕВА ТАСС

 

ФИЛЬМОГРАФИЯ


“Мальчик и голубь” (1961)

“Иваново детство” (1962)

“Герой нашего времени” (1965)

“Мальчик и девочка” (1966)

“Андрей Рублев” (1966)

“Служили два товарища” (1968)

“Проверка на дорогах” (1971)

“Маленькие трагедии” (1979)

“Отпуск в сентябре” (1979)

“Военно­-полевой роман” (1983)

“Детство Бемби” (1985)

“Юность Бемби” (1986)

“Лермонтов” (1986)

“Мастер и Маргарита” (1994)

“Адмиралъ” (2008)


Еще

Image 11885

Image 11694

ФОТО НЕДЕЛИ

Мы помним, мы гордимся!

ЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Аркадий Инин (№15 май 2015 г.)

СВЕЖИЙ ВЫПУСК

Image 11846

ОПРОС

На покупке каких продуктов вы в первую очередь экономите?

Проголосовало: 131

0%: Молочных
 
32%: Мясо, рыба
 
11%: Овощи, фрукты
 
38%: Кондитерские изделия
 
16%: Ни на чем не экономлю
 

Image 8738

Image 7836

Image 7837

Image 4908

Image 11822

Image 11768

Image 11823


Свои ребята

Image 1898

Image 6452